Игры на развитие фонематического слуха
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в проведении тематических мероприятий ДОУ.
(Из опыта работы)
В настоящее время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учётом новых федеральных государственных требований, поэтому необходимо менять подход к традиционным формам работы. Одним из путей обновления содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ в соответствие с ФГТ, является переход на личностно-ориентированную модель развития и воспитания. Данная модель подробно представлена в программе «Сообщество», которая реализуется педагогическим коллективом нашего ДОУ уже более 10 лет. Педагоги в общении с детьми придерживаются правила: не «рядом», не «над», а «вместе», что помогает осознать ребёнку свои потребности, возможности и способности.
Специалистам ДОУ всё чаще приходится прибегать к тесному сотрудничеству при организации и планировании образовательной деятельности, поэтому создание творческого союза, объединённого общими целями, является само собой разумеющимся событием в жизни нашего ДОУ.
Мы хотим на примере собственного опыта работы рассказать о некоторых формах взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя, используемых в нашем ДОУ.
Формы взаимодействия
Взаимодействие может приобретать различные формы от маленьких, до масштабных. Это могут быть:
• Подготовка к праздникам;
• Инсценировки сказок;
• Викторины;
• Работа по закреплению полученных знаний;
• Проведение совместной диагностики и мониторинга развития;
• Организация и насыщение дидактическим материалом образовательной деятельности дошкольников;
• Регулярное применение единых технологий развития на занятиях;
• Работа по реализации проекта и многие другие формы.
В рамках данного взаимодействия в нашем детском саду были проведены: Конкурс чтецов стихов о весне и праздник «Не забудем их подвиг великий…», посвящённый Дню Победы. Подготовка к данным мероприятиям позволила привлечь и заинтересовать родителей. Была проведена огромная работа педагогов и детей, которая позволила реализовать следующие моменты:
• Родители стали более активными участниками учебно-воспитательного процесса.
• Внутренняя мотивация детей к деятельности значительно увеличилась, что вело за собой развитие ребёнка, помогая достигать успеха во всех образовательных областях, позволяя успешно усваивать новые знания.
• Работа педагогов приобретает содержательный и творческий характер.
• Взаимодействие педагогов позволяет совместно решать поставленные задачи в полном объёме.
• Уделяется достаточное количество времени на отработку речевых и певческих навыков, развитию связной, грамматически правильной и интонационно оформленной речи.
• Увеличивается количество предлагаемой информации, улучшается качество её усвоения детьми, так как мероприятия становятся более яркими, насыщенными, запоминающимися.
Всё вышеперечисленное даёт нам основания полагать, что данное взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к видимым положительным результатам, которыми являются сформированные универсальные учебные умения (правильное речевое дыхание, развитые певческие навыки, интонационная выразительность и грамматическая оформленность речи и т.п.).
В дальнейшем мы планируем проводить подобную работу систематически, опираясь на совместное перспективное планирование.
Примерные темы досугов и развлечений в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОУ
(С учётом экологической направленности, с использованием здоровьесберегающих технологий, театрализованной деятельности и т.п.).
№ Форма и тематика мероприятия
1 Мастер – класс для родителей «Профилактика речевых нарушений, развитие фонематического и музыкального слуха»
2 Праздник «Осенины». Конкурс шляп, осенних икебан; драматизация сказки « Грибок» В.Сутеева
3 Развлечение «Встреча с зимой». Конкурс чтецов, муз. номера, презентация
4 Развлечение «Масленица». Праздник платка, драматизация произведения «Весела была беседа»
5 Консультация для педагогов. «Использование логоритмических упражнений в режимных моментах»
6 Занятие – игра «Звуковые игры», с использованием здоровьесберегающих технологий.
Литература:
• К.А.Хансен, Роксана К.Кауфманн, К.Б.Уолш. Программа «Сообщество» -М.:»Гендальф»,1999 г.
• И.Ю.Смирнова,М.М.Малахова «Праздники в детском саду» Изд-во «УЧИТЕЛЬ-Аст». г.Волгоград. 2000 г.