Что такое хорошо и что такое плохо
Рано или поздно все родители сталкиваются с проблемой: как объяснить ребенку, что можно делать, а чего нельзя, ведь полная недозволенность ни к чему хорошему не приведет. Сам ребенок не может понять, что такое хорошо, и что такое плохо. Конечно, запрещать – занятие не из приятных, но делать это надо. Как же добиться, чтобы с одной стороны, запретов было немного, а с другой, они были эффективными?
Во – первых, запреты должны быть однозначными. Дети ведь все воспринимают буквально, но и для них важны не только слова, но и интонации голоса, мимика, жесты. Именно они в первую очередь выдают фальшь.
Во – вторых, будьте последовательны. Если чего – то нельзя, то этого нельзя и сегодня, и завтра, и через год, и всегда. Запреты не должны зависеть от вашего настроения.
В – третьих, запреты должны быть понятны ребенку, поэтому нужно объяснять, почему именно так, а не по - другому. Особенно это касается подростков. В силу возраста и жизненного опыта они могут воспринимать какие – то табу как оскорбление и ограничение их свободы. Особое внимание нужно обратить на запреты, от которых зависят здоровье и жизнь ребенка, и это пожалуй, самое трудное. С одной стороны, такие запреты не очевидны, а с другой, показать их наглядно не получится.
В – четвертых, запретов не должно быть много, они не должны противоречить друг другу и быть неадекватными. Смотрите на вещи реально, и прежде чем придумать новый запрет, отдайте себе отчет в том, почему вы это делаете. В противном случае, ребенок, да и вы сами, запутаетесь в них, либо устанете запрещать и махнете на все рукой. Бесполезно требовать, никогда не прикасаться к вашим вещам. Ребенок ещё не зарабатывает деньги, и все в доме куплено вами.
В – пятых, мама, папа, бабушки и дедушки должны быть солидарны в своих запретах. Когда взрослые согласны друг с другом в основных вопросах, ребенок получает от них четкую и точную картину мира и растет уверенным в себе и окружающих. Если папа говорит одно, мама – другое, бабушка – третье, а дедушка – четвертое, ребенок запутается, ему будет трудно, даже невозможно соединить в голове несоединимое, внутри его будет конфликт. Либо он выберет из предложенных то, что ему больше нравится, и будет манипулировать родственниками в своих интересах.
Будьте твердыми. Дайте ребенку «выпустить пар», перебеситься, и когда он успокоится, ведите себя как обычно, как будто ничего не произошло. Не злитесь, не мстите, а делайте то, что считаете нужным. Если чадо расстроенно – пожалейте. В противном случае вы дадите ему понять, что излив гнев, он совершил из ряда вон выходящее, и он будет чувствовать себя виноватым. А это – лишнее эмоциональное напряжение, стресс, чего быть не должно. Вы должны дать ему понять, что он не плох сам по себе, а просто совершил дурной поступок. Это поможет малышу принять запрет с пониманием, а наказание – с достоинством.
В.Ю.Иглакова
ст.воспитатель
МАДОУ «ЦРР-детский сад
д.Кисловка» Томского района